Байкало-Амурская магистраль считается одной из самых масштабных построек не только в СССР, но и в мировой истории

Строительство БАМа имело огромное значение для Советского Союза. Новая магистраль   связала Транссибирскую магистраль с Якутском, богатым углем, рудой и золотом. А также  способствовала развитию промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики Сибири и Дальнего Востока.  

Одними из тех, кто принимал участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали, были и наши малоархангельцы, супруги Валерий и Татьяна Мозгляковы.

Татьяна

Татьяна  родилась и воспитывалась  в обычной сельской семье третьим ребенком. Возможно поэтому ей доставалось много внимания со стороны старших брата и сестры, родителей. Но и в то же  время   не была она избалованной девчонкой, работы по дому хватало и ей. 

- Как и в любом сельском дворе, у нас  было большое хозяйство, и мне  приходилось помогать родителям, - рассказывает  Татьяна Михайловна.- Забот, хлопот было много. И надо  везде вовремя успеть. А как? Этот вопрос решился сам собой. У нашего отца был мотоцикл, но он им редко пользовался.  И брат научил меня его водить.

К тому времени она уже окончила среднюю школу и успешно сдала экзамены по предмету, изучаемому на уроках «Сельхозмашины», и получила права тракториста-машиниста 3-го класса. Поэтому разобраться с мотоциклом  было не так уж трудно.

- Меня мотоцикл очень выручал, я успевала везде, - продолжает Татьяна Михайловна. – Да и так просто порой прокатиться по проселочным дорогам, вдохнуть запах цветущего луга, или  поспевающей пшеницы, это же счастье.

Это сегодня уже никого не удивить женщиной за рулем машины или на байке. А в те времена это была сенсация, в своей Каменке, больше чем уверена, она была единственной девчонкой, управляющей мотоциклом. И именно этот факт в дальнейшем сыграет существенную роль в судьбе Татьяны Михайловны. Кстати, мотоцикл этот до сих пор как реликвия цел и стоит в гараже.

Окончив Курский кооперативный техникум, она вернулась в родные края молодым специалистом, поступила на работу в районном центре товароведом в райпо, а жила в общежитии.

Валерий

Валерий Васильевич родом из деревни 1-я Подгородняя.   Семья тоже считалась многодетной, в ней  воспитывалось трое сыновей, он был средним. По своей натуре  парень он заводной, хороший организатор, за эти  проявленные качества в школьной жизни был награжден путевкой во Всесоюзный лагерь «Орленок».

-  В то время моя жизнь была как у всех,- рассказывает Валерий  Васильевич. – Школа, друзья, армия. После демобилизации и возвращения домой, отец мне разрешил отдохнуть всего три дня, а потом  сказал, что пора идти работать. В то время в совхоз в «Протасовский» должны были прийти новые машины ГАЗ-52. Пошел к директору, мы поговорили, и он предложил   поехать за ними и пообещал одну отдать мне. Сказано – сделано.

И вот молодой, с огоньком в глазах водитель лихо подгонял машину к стоянке, чтобы забрать доярок и отвезти их на ферму, на дойку, а потом обратно. Была и другая работа по хозяйству. И, конечно же, не заметить его девчонки не могли.

- Ох, и кадрили ж мы тогда многих, - продолжает Валерий Васильевич,- да вот только не одна из них не зацепила меня. Вскоре матери моей надоело смотреть на мои гульки, и она мне посоветовала присмотреться к одной девчонке, сказав при этом: «Она просто огонь. И красавица, и хозяйка хорошая, и на мотоцикле гоняет». Вот последнее-то меня очень заинтересовало и мне захотелось с  ней познакомиться.  У меня был друг родом из Каменки. Я спросил   у него про Татьяну, на что он мне ответил – если с серьезными намерениями, то познакомлю, а если просто так, то нет.

А потом пошли мы на танцы, и там я ее увидел впервые и… зацепила. Весь вечер проглядел на нее. не отводя глаз. А 8-го марта пошел   знакомиться. Купил мягкую игрушку, подарил и пошли мы гулять. А через три  месяца сыграли свадьбу.

Семья

Как молодому специалисту, Валерию Васильевичу дали в хозяйстве двухкомнатную квартиру. Еще до свадьбы они сделали в ней ремонт, обставили и уже после свадьбы молодой муж на автомобиле ГАЗ-52 повез свою жену в благоустроенную квартиру.

На свадьбу к сестре приехал старший брат, который работал на БАМе, да так расписал жизнь там, что молодые решили поехать туда. Но пока жизнь шла своим чередом. Татьяна и Валерий работали на своих прежних местах, радовались каждому дню. А мысль поехать на Всесоюзную стройку так и не покидала их. Хотя родители и с той, и с другой стороны были категорически против. Но молодость она на то  и молодость, чтобы следовать своим мечтам и идеям.

Через два месяца, получив вызов, сдав квартиру, распределив мебель по родителям, с периной и магнитофоном поехали Мозгляковы в незнакомые, дальние края. Не остановило их даже то, что в скором времени они должны были стать родителями.

Приехали наши земляки сначала в город Тында, затем их отправили в поселок Молодежный, где они и основались. Выделили им комнату в бараке (в то время там все так жили) и стали они осваиваться.

- Меня сразу же взяли на работу в магазин, - говорит Татьяна Михайловна.- Я таких магазинов на тот момент еще ни разу не видела. У нас только продавцов в отделах было двадцать один человек, на полках было все, что душеньке угодно. Первое время мы покупали мандарины килограммами и вечером соревновались,  кто больше съест.

Коллектив наш был и многонациональный, и дружный, а заведующая для нас, молодых девчонок, была как мать, каждую опекала. Каждый праздник мы отмечали весело и все вместе.

Так как у Валерия Васильевича в правах были открыты практически все категории, то устроиться на работу ему не составило труда. Хорошие рабочие руки всегда ценились.  И вот  он уже член коллектива Управления механизации «БАМстройпуть».  Работать начал на трэйлере-тягаче КРАЗ-258, предназначавшегося  для перевозки  тяжелой техники  по участкам, где намечалось строительство.

- Первая моя командировка была дальше на север, - вспоминает Валерий Васильевич.- Сначала станция Золотинка, затем Беркакит и самая крайняя северная точка – Нерюнгри, там до сих пор уголь добывают открытым способом. Вот мы туда по зимнику, где по тайге, где по реке доставляли всю необходимую технику, а как только наступала весна, начинались работы по отсыпке железнодорожного полотна. Люди трудились с энтузиазмом, даже не смотря на все трудности, связанные с природными явлениями. Ведь там морозы зимой были   60 градусов. Но и это не пугало. Стройка шла своим чередом, порой даже с опережением  плана сдавались объекты. А домой на выходные мы улетали на вертолете.

Вот так однажды вернулся молодой муж после командировки домой и не нашел своей жены. Догадался позвонить  в скорую помощь, а до телефона ближайшего предстояло идти несколько километров, и попросил узнать, может, жену в больницу положили, мало ли что – беременная была. Диспетчер все быстро узнала и уже через несколько минут поздравляла молодого отца с рождением дочери. Вернулся в барак уже в середине ночи, но это не помешало друзьям собраться по такому счастливому случаю.

Первая зима была, конечно же, самой сложной. Слишком много всего произошло в жизни Мозгляковых, но зато первая весна запомнилась на всю жизнь.

- На календаре был уже апрель, а морозы еще стояли, и вот утром просыпаемся, выглядываем в окно, а все сопки стали розовыми, это зацвел багульник, - рассказывает Татьяна Михайловна.- Красоту эту нужно только увидеть, словами не передать.

В те времена  БАМ гремел  на весь Советский Союз и поэтому  частыми гостями в Тынде были знаменитые певцы. Приезжали к строителям Дин Рид, Валентина Толкунова, Лев Лещенко  и многие другие, Мозгляковы, не смотря на занятость, старались не пропустить ни одного   концерта.

Жить на севере и не увидеть  хозяина тайги - это не возможно. Очень удивительные два случая рассказал Валерий Васильевич о встрече с ним.

Один раз возле машины, на трассе, на стоянке, где отдыхали водители и после перекуса остатки еды оставляли для животных. И вот по знакомой дороге в гости пришел медведь, нечаянно зацепил   проволоку, которая удерживала груз в кузове, она, как и полагается, громыхнула. Этот звук ему видимо понравился. и он стоял и играл с этой проволокой. А второй - на станции Куанда, где состыковывались две линии дорог – западная и восточная, и где Валерий Васильевич работал в карьере. И вот однажды он увидел, как медведь возле техники кружит, что-то выискивает. С собой у него было ружье (без него водители в дальний путь и не отправлялись), но выстрелить не смог, не поднялась рука в такую красоту стрелять. Просто стоял и наблюдал за зверем, пока было можно.

- А однажды случился пожар, горела тайга,- вспоминает Валерий Васильевич.- Да пожар то был верховой, гул, шум стоял, даже уши закладывало. Страшно было. Но времени на раздумья не было, надо было спасать жителей Куанды. Подогнал свой КрАЗ, поднял кузов, чтобы людям было проще забираться в него. Отвез на безопасное расстояние. А небо в этот день на удивление было чисто голубым, и откуда ни возьмись, появилась туча, и повалил снег, шапками. Этого хватило, чтобы погасить пожар.

Три года прожили и проработали Мозгляковы на БАМе и собирались в свой первый отпуск, но   при мысли, что  когда он закончится, опять придется расставаться с родными и близкими, становилось очень грустно. И приняли они для себя решение вернуться в родные края навсегда. Так и сделали. Но с друзьями, с которыми их свела жизнь в тех далеких краях, до сих пор поддерживают теплые, дружеские отношения, часто вспоминают дни своей молодости, интересные истории, ведь это все было на самом деле.

И ни разу они не пожалели о том, что приняли участие и внесли, пусть и небольшой, но свой вклад в строительство Байкало-Амурской магистрали.

На сегодняшний день общая протяженность БАМа составляет 4300 километров, из которых более 1000 проходят в районах вечной мерзлоты или высокой сейсмической активности. Магистраль охватывает шесть регионов Российской Федерации: Иркутскую, Читинскую, Амурскую области, а также Бурятию, Якутию и Хабаровский край. Дорога пересекает 11 рек и 7 горных хребтов.

В настоящее время БАМ остается важнейшей транспортной артерией страны со 100%-й загруженностью.  По ней осуществляется перевозка десятков миллионов тонн грузов ежегодно, в том числе нефти, газа, угля и леса.  Ради этого стоило туда поехать.

Сегодня Валерий Васильевич и Татьяна Михайловна уже на заслуженном отпуске, занимаются домашними делами, помогают детям в воспитании  внуков, радуются их успехам.

09 Сентября 2024 11:56
loading...
Национальный центр Россия
Подать объявление

См. также